Четверг, Апрель 25, 2024
Login

Поиск

  • ГБОУ Гимназия №1527

    Проспект Андропова, д. 17, корп. 5  (499) 618 70 05 - канцелярия (499) 618 70 51 - охрана Директор комплекса Кадыкова Елена Владимировна
  • ГБОУ Гимназия №1527 (5-11 классы)

    Проспект Андропова, д. 17, корп. 5  (499) 618 80 96 - кабинет заместителя директора по УВР Заместитель директора по УВР (II-III ступень обучения) Лазарева Елена Владимировна Заместитель директора по УВР (иностранные языки) Толстогузова Елена Борисовна
  • ГБОУ Гимназия №1527 (1-4 классы)

    Проспект Андропова, д. 17, корп. 3 (499) 615 34 07 - канцелярия (499) 615 34 23 - охрана Заместитель директора по УВР (I ступень обучения) Шаевская Наталья Анатольевна
  • 1
  • 2
  • 3

Становление дистанционного образования в Гимназии

Обучение в средней школе в основном строится на очной форме обучения. Так, например, в нашем образовательном учреждении из 1050 учащихся:

  • один учащийся находится на семейной форме обучения,
  • четыре учащихся (по состоянию здоровья) используют надомную форму обучения.

 

     Казалось бы, средние школы, расположенные в крупных городах, не должны остро нуждаться в дистанционном обучении, и, тем не менее, все большее количество школ увлекаются внедрением в свой образовательный процесс элементов дистанционного образования. На примере образовательного учреждения, в котором работаю более 20 лет, я постараюсь проанализировать данную ситуацию. Так что же такое дистанционное образование для средней школы: дань моде или жизненно необходимый цикл в развитии и переходе на новые взаимоотношения с учащимися и их законными представителями.

 

     Как все начиналось. Более десяти лет назад (в 1998 году) Евгения Семеновна Полат приезжала к нам в школу, где читала ряд лекций о «Новых педагогических технологиях». Одним из поднимаемых проблем был вопрос: «Как совместить стандарт образования и индивидуальность ребенка?». Этот вопрос не потерял своей значимости и в сегодняшних условиях развития системы образования. Одним из решений индивидуального подхода в обучении, анонсированный Е.С. Полат, стал МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. С тех пор негласным лозунгом в школе стало «Метод проектов – это праздник знаний». Ежегодные исследовательско-познавательные форумы старшеклассников, проводимые в рамках округа, празднуют сегодня уже шестнадцатый сезон. Форум – это праздник знаний, а вот подготовка к нему – это тернии длиною в бесконечность необъятного мира информации.

 

     Задача педагога умело распределить нагрузку на учащихся в соответствии с их способностями и уровнем знаний. В идеале необходимо учитывать не знания, а усилия обучаемого. Евгения Семеновна Полат в своих лекциях выдвигала постулаты:

  1. Не должно быть пассивных слушателей, необходимо обучение в содружестве детей.
  2. Каждый ученик должен брать ответственность на себя.

 

     В рамках классно-урочной деятельности учитель вряд ли сможет полноценно регулировать разноуровневую деятельность учащихся. Метод работы учителя с отдельными группами учащихся, а так же индивидуально, оставаясь после уроков - на первых этапах срабатывал. По мере продвижения вперед в развитии педагогического мастерства и коммуникативных средств общения, педагоги и учащиеся стали активнее сотрудничать, применяя дистанционные средства связи. Начиналось все со средств off-line: электронной почты, форумов – в начале пути это было большим подспорьем в организации образовательной деятельности учащихся, Из-за своей нерегулярности, растянутости во времени и неудачной форме хранения полученных результатов деятельности учащихся пришлось привлекать и другие средства.

 

     Одним из таких средств стал сервис Департамента образования города Москвы Школьная информационная система (ГШИС - электронный журнал/дневник http://schoolinfo.educom.ru/), вход в систему осуществляется по индивидуальному логину, присвоенному администратором системы в школе. Разработчики охотно пошли навстречу и по нашей просьбе (а так же и других школ) добавили ряд сервисов в оболочку. Таким образом, взаимодействие с учащимися приобрело хоть и off-line взаимодействие, но регулярное и структурированное, а так же привязанное к конкретным датам. Есть возможность в ячейку с домашним заданием прикреплять файл с необходимым материалом. Учителя в данной системе могут делать массовую рассылку своим учащимся, давать общее задание на конкретные даты, а так же есть возможность работать индивидуально с каждым учащимся: комментировать его личные достижения, строить его образовательную траекторию, назначая индивидуальные задания… Учащийся, в свою очередь может, используя функцию внутренних сообщений, общаться с учителем и одноклассниками. В данной системе есть и профиль родственников учащихся, которые, не только могут отслеживать успехи своего ребенка, но активно вступать во внутреннюю переписку с учителями, помогая регулировать/контролировать образование учащихся.

 

     Система ГШИС – замечательное дополнение к очной форме обучения. Особенно актуальной данная система становится в следующих случаях:

  • продолжительное отсутствие учащегося на очных занятиях в школе,
  • невозможность присутствия учителя на очном занятии.

 

     Такие ситуации типичны, когда учащиеся или ведущий учитель берут больничные или уезжают в командировки/стажировки. Так как наше образовательное учреждение имеет достаточное количество договоров со школами партнерами за рубежом (Германии, Австрии), то командировки/стажировки, как учителей, так и учащихся нередки. ГШИС – построена по «облачной» технологии, таким образом, как учителя, так учащиеся и их родители могут взаимодействовать в системе из любой точки планеты.

 

     К сожалению, возможности данной системы ограничены, да и режим off-line, не всегда удобен. Хорошо если у учащего и учителя есть дополнительно возможность встретиться очно и обсудить необходимые вопросы, а если нет. В последний год в нашем образовательном учреждении стал активно использоваться сервис Skype. Из-за ограничений по числу подключений в бесплатной версии обычно применяется следующая организация связи: соединение происходит по двум аккаунтам, но web-камера настроена на группу людей (не более десяти-двеннадцати), предавая микрофон, учащиеся вступают в диалог. По опыту нашего образовательного учреждения, такие конференц-связи оправдывают себя при подготовке и проведении международных проектов, когда для решения многих проблем необходимо общение в режиме реального времени. Так же хорошо по этой схеме проходят дискуссии на заданные темы между учащимися школ, особенно расположены в разных городах. Вести урок в данной оболочке не очень продуктивно, учащиеся утомляются от постоянного смотрения на экран, в аудитории, где сидят учащиеся, должен присутствовать другой педагог для поддержания дисциплины и способный продолжить урок, если возникнут технические проблемы. Напротив, индивидуальное общение ученик-педагог, нам кажется перспективными, и будем пропагандировать данный вид взаимодействия в нашей школе.

 

     Не секрет, что молодое поколение быстрее и активнее использует современные средства связи. Социальные сети – еще одна возможность взаимодействия учителя и учащихся. В данном сервисе многие классы организуют свои группы и приглашают туда вступить и учителя (обычно это происходит именно так, а не на оборот). Главная задача учителя, вступив в детское сообщество, не потеряться и направить общение детского коллектива в позитивную деятельность. Чаще всего и очень продуктивно этим пользуются классные руководители, «подстегивающие» несознательных учеников в выполнении тех или иных обязанностей. Так же сегодня социальная сеть (например, Вконтакте) хорошо выполняет информационную роль быстрого оповещения. Использовать же этот сервис для образовательных целей нецелесообразно.

 

     В прошлом году, в целях повышения педагогической ИКТ – компетенции, для учителей были организованы курсы «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» (V 10.0), Программа Intel «Обучение для будущего». Программа курса нацелена на овладение технологиями Web 2.0: Wiki, сервисов Google. К нашему сожалению, выполнив по одному проекту, учителя не стали использовать в своей практике полученные навыки. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, инструментарий предложенный учителям не получил поддержку в детской среде. Оказалось, что большинство учащихся никогда не пользовалось технологиями Web 2.0 и шквал вопросов по работе в данных средах был обрушен на учителей-предметников, которые сами имели лишь первоначальные навыки. Таким образом, перед нами встала другая задача, совершенно для нас неожиданная - обучить учащихся, а потом уже к их навыкам подтягивать учителей. И уже опираясь, в первую очередь, на ИКТ-компетентность учащихся, вести образовательную деятельность в средах, позволяющих формирование и редактирование информационного контента. Выполненные таким образом совместные образовательные проекты, хороши для организации групповой работы учащихся, где хорошо прослеживается роль и вес участия каждого.

 

     Есть в нашей Гимназии и учителя, которые активно используют созданный ими сайт для дистанционной поддержки очного курса. С одним из них я предлагаю вам познакомиться - http://sites.google.com/site/syaparomova/Home  На главной странице учитель дает аннотацию, собранного на сайте, контента: «Я - ваш дистанционный учитель Светлана Яковлевна Паромова. Этот сайт я создаю для того, чтобы помочь вам в изучении информатики даже тогда, когда меня нет рядом с вами. Я будут выкладывать названия основных тем; перечислю требования к вашим знаниям; выложу "шпаргалки"; размещу полезные ссылки. Такого рода материал легче всего найти через Карту сайта в меню слева. Домашнее задание будет выложено на странице Новости и объявления».

 

     В рамках введения нового стандарта многие учителя прошли курсы повышения квалификации, где наряду с другими навыками ими была освоена оболочка дистанционного обучения MOODLE, как в роли «студента», так и «учителя». Для обучения им было предоставлено пространство на сервере организаторов курсов. Сегодня это самая разрекламированная система дистанционного обучения в среднем образовании. В ней есть много положительных моментов для организации ДО, поэтому администрацией Гимназии было принято решение о развертывании системы MOODLE на собственном хостинге http://moodle.gym1527.ru/  Сейчас данный ресурс находится в стадии формирования контента (он был организован меньше года назад), но мы надеемся, что он будет активно использоваться.

 

     Опробовав несколько форм организации дистанционных форм сотрудничества, можно с уверенностью сказать идеальной/универсальной формы еще не придумали или она нам просто еще не известна. Только комбинируя, различные формы взаимодействия с учащимися учитель может достигнуть наилучшего результата, причем набор этих средств не универсален и каждый раз подбирается под нужды конкретного преподавателя для освоения поставленной педагогической задачи.

 

     Перспективы дистанционного образования необъятны и скорее всего еще до конца не познаны. Работы в этом направлении всегда велись, и будут вестись во всем мире и в нашем образовательном учреждении в том числе. Наша Гимназия не собирается переходить полностью на дистанционное обучение, мы планируем и дальше развивать дистанционную поддержку очных курсов. При дистанционной поддержке проще организовать модульные группы для подготовки к олимпиадам, конкурсам и группы освоения базового уровня, ввести курс в рамках гимназического расширения (по которым зачастую и учебников-то нет)…

 

     В ближайших планах - в системе MOODLE организовать постоянно действующий «Методический кабинет» призванный дистанционно обучать, помогать учителям Гимназии постигать, пока еще новую для себя роль «Дистанционный учитель».

 

Здесь можно познакомиться с презентацией Алексаненковой М.В. (августовский педсовет)

  • Начальная школа
  • DSC 0553
  • DSC 0128
  • 1527 (корп 3).
  • Начальная школа
  • DSC 0553
  • DSC 0128
  • 1527 (корп 3).
Москва, 115470, просп. Андропова, д. 17, корп. 5
+7 (499) 618-70-05
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
gym1527u.mskobr.ru

 

Метро "Коломенская" (последний вагон из центра) в направлении к Нагатинской набережной. Из вестибюля станции метро направо, затем налево по лестнице. Выйдя на улицу, следует ориентироваться по схеме. Время в пути от станции метро до Гимназии около 5 минут пешком.


Авторизация